Тысячи лет и 238 лошадей: путешествие на KAIYI в прошлое

Каждое автопутешествие – это история, а иногда – целая жизнь, длинною всего в один день. Именно такую «маленькую жизнь» мы прожили вместе с активистами Общественного объединения «Охотники за петроглифами», командой автоблогеров, журналистов и брендом KAIYI, отправившись в автоэкспедицию к древнему археологическому комплексу Аккайнар.
Ранним утром пять кроссоверов бренда KAIYI, а именно – модели X7 и X3 Pro выехали навстречу приключениям. Наш маршрут лежал туда, где дороги сходятся с историей, горы режут небо, а степи хранят тайны тысячелетий. Это удивительное место расположено в сердце Чу-Илийских гор.
Цель поездки была двойной: испытать автомобили KAIYI в реальных дорожных условиях и погрузиться в наследие, оставленное нашими предками более 4 000 лет назад.

Без мистики не обошлось
– Аккайнар мы условно назвали «Урочище тысячи быков», – рассказывает исполнительный директор и координатор общественного объединения «Охотники за петроглифами» Ольга Гумирова. – Это одно из самых интересных мест – комплекс святилищ. Здесь можно увидеть скопление петроглифов, которые датируются ранним бронзовым веком (4 000 лет назад), ранним железным веком и тюркским временем. Петроглифы – это не картинки с натуры, это мифологические сюжеты. Эта информация передает мифологию и ритуалы племени. Историки считают, что в древности мимо проходили караванные пути. Аккайнар был священным центром на торговых дорогах – неспроста рядом открыты поселения эпохи бронзы и сакского периода.

Это уникальное место было открыто в 2008 году во время экспедиции известного ученого Алексея Марьяшева. И без мистики тут не обошлось. Дело в том, что Аккайнар находится на территории танкового полигона.
– У Алексея Николаевича Марьяшева было предположение, что через каждые 50 километров на территории Казахстана, в том числе в Чу-Илийских горах точно находятся крупные святилища петроглифов, – вспоминает Ольга Николаевна. – В 2008 году я была в числе волонтеров, которые ездили в экспедиции с Марьяшевым. И вот мы отправились на поиски петроглифов за станцией Отар. В погоне за новыми открытиями попали в эти места, наш водитель выбрал накатанную дорогу, и мы поехали. И через какое-то время оказались возле командного пункта со шлагбаумом и военными. Водитель на полной скорости на одном колесе развернул машину, и мы рванули по первой попавшейся дороге на Восток. Дело было к вечеру, все уже устали и стали говорить Алексею Николаевичу, что надо остановиться. А он уже расстроился, что ничего толком не нашли и махнул рукой, мол останавливайтесь. Наш водитель сказал: «Давайте я на разведку сбегаю», потому что он знал – если я увижу хотя бы одного козлика, меня потом из лабиринта скал не вытащить. В общем, он ушел и вдруг слышим: «Бык!». Мы побежали к нему и увидели множество рисунков. Первая реакция, была радость, а вторая – шок. Такого скопления рисунков давно уже не находили.

По словам Ольги Николаевны исследование скопления растянулось на несколько лет. На проведение экспедиций Алексей Николаевич только один раз получил небольшой грант. Практически все экспедиции группа провела на волонтерских началах – пускали шапку по кругу, чтобы собрать деньги на бензин, и отправлялись в путь. 

Вариантов окраски кузова у KAIYI X7 предлагается 6. Есть как пяти-, так и семиместные комплектации

«Я тоже тут был…»
Петроглифы Аккайнара занимают территорию в несколько десятков километров. Общее число рисунков только в центральной части составляет более 6 000, если считать генетически связанные святилища в округе – то более 10 000. Но все цифры приблизительны, потому что точное число никто не может сказать, до сих пор не была проведена паспортизация этого уникального места.

– Акимат Алматинской области и центр историко- культурного наследия готовы выделить деньги на паспортизацию этого района, говорит Ольга. – Надеюсь в ближайшее время эти работы будут проделаны и Аккайнар будет взят под охрану как уникальный исторический комплекс. Охрана этого места – не просто важна, она жизненно необходима.
Последняя фраза – из разряда «наболело». Увы, рядом с тысячелетними петроглифами, созданными руками древних мастеров, сегодня можно увидеть «творчество» современности. На камнях, несущих историческую ценность, красуются надписи вроде: «здесь был…». Это не просто бездумные каракули – это акт вандализма, который стирает настоящее культурное наследие, созданное за века до нас. Некоторые скалы исписаны настолько плотно, что под слоями граффити уже едва различимы древние изображения. Люди, оставившие свой след тысячи лет назад, делали это со смыслом, с ритуалом, с верой. Сегодня же их голоса заглушаются поверхностным «я тоже тут был». Активисты ОО «Охотники за петроглифами» борются с этим как могут.

Современный комфорт на пути к прошлому
Маршрут включал в себя все: от городской трассы до участков с гравием, пылью и каменистой местностью. Именно здесь проявились сильные стороны моделей KAIYI. Наша автоэкспедиция проходила на двух моделях – KAIYI X7 – мощь и комфорт на любом рельефе и KAIYI X3 Pro – компактность без компромиссов.

Дверные ручки скрытые, с электроприводом. Дневные ходовые огни со светящейся эмблемой.
Колесные диски – литые, на 20 дюймов

Наша команда ехала на KAIYI X7. За рулем был известный автоблогер Анатолий Русев, больше известный как «Руки в Масле». Он отметил, что автомобиль маневренный, быстрый и экономичный в плане топлива, что важно в поездках на дальние расстояния. Если говорить языком технических характеристик, то KAIYI X7 – технологичный кроссовер с просторным салоном, где удобно как водителю, так и пассажирам. Под капотом – турбированный 2-литровый двигатель мощностью 238 л.с., работающий в паре с семиступенчатой роботизированной коробкой передач (7-DCT). Автомобиль уверенно чувствует себя на трассе и за ее пределами: высокий клиренс, режимы помощи при спуске и подъеме, устойчивость на серпантине и гравийном покрытии. Внутри – современный интерьер, мультимедийная система с большим экраном, цифровая приборка, комфортная эргономичная посадка и отличная шумоизоляция.
Автомобиль идеально подойдет для тех, кто любит активные поездки, природу и комфорт.

Электрорегулировка спинки водительского сиденья предлагается в зависимости от комплектации в 6 или 4 позициях. Количество подушек безопасности в начальных версиях – 6, в более дорогих – 8

Коллеги, которые передвигались на другой модели – KAIYI X3 Pro, отметили, что это компактный, но удивительно вместительный кроссовер с надежным 1.5-литровым турбомотором (147 л.с.), который легко справляется с обгонами и бездорожьем.
Машина устойчива, экономична и проста в управлении. А внутри – все, что нужно современному водителю: CarPlay/Android Auto, сенсорный экран, камера заднего вида, подогрев сидений и руля, климат-контроль. Отличный выбор для повседневной езды и спонтанных выездов за город.

Дисплей мультимедия диагональю 14,6 дюймов (в базе – 12,8). Есть 64-цветная атмосферная подсветка. Рулевое колесо предусматривает трехпозиционную электронную регулировку

После асфальта мы свернули на проселочную дорогу, которая была полна сюрпризов виде кочек, канав и прочих «прелестей» бездорожья – здесь, если что. танки когда-то грохотали. Но сидя в салоне наших автомобилей мы практически не чувствовали дискомфорта. Машины гнали на полной скорости, иногда соревнуясь друг с другом. До удаленного исторического объекта мы добрались без стресса и усталости. Панорамная крыша, климат-контроль, мультимедиа – все это сделало путь не менее запоминающимся, чем само место назначения.

Модель KAIYI X7 обеспечивает панорамное изображение с обзором на 360 градусов и предусматривает функцию прозрачного кузова, что делает парковку, встречное движение и смену полосы движения весьма удобными и безопасными

Аккайнар: звезды, быки и тайны на камне
Наши автомобили уверенно добрались до подножия одной из сопок в Чу-Илийских горах. Дальше – только пешком. Здесь нас уже встречал Юрий Дорохов, активист общественного движения «Охотники за петроглифами», человек, который знает здешние скалы так же хорошо, как водитель панель приборов своей машины.
– Раньше на путь от Алматы до этих мест, каравану бы потребовалось 3-4 дня, а сейчас вы домчались за три часа, – улыбаясь приветствовал нас Юрий. – Современная археология не мыслима без высоких технологий и хорошего транспорта. Кстати, на этих скалах можно увидеть рисунки колеса.

Прочность кузова X7 выше, чем у прочих представителей его класса, а доля используемых материалов из высокопрочной стали достигает 65%. При этом твердость стали свыше 1500 МПа более чем в два раза превышает прочность стали атомных подводных лодок…

После короткой остановки и перекуса на фоне невероятных пейзажей мы отправились на поиски древнего каменного искусства.
– Здесь можно увидеть изображений быков – символов силы и изобилия, охотников в волчьих масках – загадочные фигуры, возможно, жрецы или шаманы, козлов, архаров, всадников, многорогих оленей, сцены охоты. Есть даже рисунки четырехметрового быка и звездного неба.  Кто найдет эти петроглифы, получат от нас подарок, – интригует нас Ольга Николаевна.

Исполнительный директор и координатор общественного объединения «Охотники за петроглифами» Ольга Гумирова

Воодушевленные наставлениями мы отправились на поиски. Не сразу, но постепенно рисунки стали нам открываться. Мы шли от камня к камню, замирая у каждого изображения. Лично у меня в голове были вопросы, которые думаю, пока не могут точно объяснить даже археологи: кто, были эти художники, которые оставили эти изображения? Что означали эти символы тысячи лет назад? Камни молчали, но, в их тишине звучало прошлое.

Ольга Гумирова и Юрий Дорохов, активист общественного движения «Охотники за петроглифами»

Юрий Дорохов и Ольга Николаевна с энтузиазмом вели нас по каменистым тропам, показывая наиболее выразительные и загадочные изображения на скалах. Мы видели сцены охоты, ритуальные знаки, антропоморфные фигуры, но особенно много здесь было… быков.
– Почему именно быки встречаются так часто? – спросила я у Ольги.
– Давайте я отвечу, — с легкой улыбкой перехватил инициативу Юрий. – Бык – это не просто животное. Это символ силы, власти, обилия. Предположительно, в этих местах водились дикие быки, которых наши предки уважали. А еще здесь есть изображения огромных быков с изогнутыми, почти фантастическими рогами – нечто мифологическое. Вероятно, это отражение легенды о Сарсаоке – быке, который, по преданию, переносил души людей в иные миры…

Треугольные очертания центральной решетки радиатора X7 вдохновлены крутыми вершинами гор Куньлунь. А дизайн линий дневных ходовых огней повторяет силуэт молнии над этими горами

Мы слушали и, кажется, даже затаили дыхание. С каждым шагом углубляясь в каменную галерею под открытым небом, вглядывались в линии, оставленные здесь за тысячи лет до нас. Каждый символ, каждый силуэт на скале казался нам посланием, зашифрованным временем.
И тут раздался возглас:
– Я, кажется, нашел огромного быка!
Мы подошли ближе – и действительно: на скальном выступе перед нами раскинулось четырехметровое изображение. Массивное тело, длинные рога, силуэт, будто пропитанный силой самого ландшафта. Его невозможно было не заметить. И забыть – тоже.

Мы смотрели на быка, как на стража времени. Он стоял здесь тысячи лет, встречал восходы и закаты, видел кочевников, войска, археологов. А теперь – и нас. Людей, приехавших из XXI века на стильных современных кроссоверах KAIYI, чтобы своими глазами увидеть то, что пережило цивилизации и эпохи. В такие моменты особенно остро понимаешь: настоящее и прошлое не так уж далеко друг от друга. Нужно всего лишь включить зажигание (ну или нажать кнопку «старт») и поехать навстречу открытиям.

Несколько часов мы исследовали древние скалы, переходя от одной сопки к другой, словно по страницам большой каменной книги. Каждый новый поворот открывал все больше загадочных изображений – быков, охотников, шаманских фигур, ритуальных сцен, словно вырезанных по памяти предков.

Спереди у модели – McPherson, сзади – многорычажка. Предлагается она как с передним, так и с полным приводом. Двигателя два: 1,6 л (186 л.с.) и 2,0 л (238 л.с.). Оба турбированные, бензиновые. «Коробка» – 7-DCT

Когда жара, ветер и впечатления наконец начали брать свое, мы вернулись в лагерь. Обед на свежем воздухе, костерок, увлекательная викторина, в которой пригодились подчерпнутые нами сегодня знания о петроглифах… На этой прекрасной ноте закончился наш день, наполненный скалами, мифами и «ревом моторов». Мы приехали сюда, чтобы увидеть петроглифы, а в итоге получили намного больше – живой контакт с историей, ну и попутно уверенность в том, что автомобили бренда KAIYI вполне способны помочь в открытии новых горизонтов.

Надежда Пляскина
фото Алены Сорокиной

Social Share Buttons and Icons powered by Ultimatelysocial