В Казахстане будут собирать Chery, Changan, Haval и Tank
Еще не завтра, но уже скоро. «Астана моторс» строи новый мультибрендовый завод, где будут собирать автомобили сразу четырех (!) китайских марок.

И это уникально. Во-первых. Во-вторых, там планируют… Но лучше по порядку.
Производственная мощность АММKZ (Astana Motors Manufacturing Kazakhstan) – 90 000 единиц в год. В планах производить 9 моделей – по три от Chery, Changan и Great Wall Motor (Haval и Tank). В настоящее время согласованы с брендодержателями к производству следующие модели: Chery Tiggo 2, Haval Jolion, Tank 300. На стадии согласования – Changan CS55. Полная модельная линейка завода будет представлена перед пилотным запуском производства. А он запланирован…

Территория завода составляет 309 000 кв.м. Она включает производственные цеха (сварки, сборки, окраски кузова и окраски пластиковых деталей), склады компонентов, автоматический склад распределения кузовов, весовую, тестовый полигон, склад лакокрасочных материалов, склады готовой продукции, площадки для отгрузки готовых авто, пожарные резервуары и насосную, очистные сооружения, инженерные сети (котельная, компрессорная, чиллеры и градирни), административно-бытовой корпус, два подземных туннеля.

Площадь непосредственно завода составляет 200 000 кв. м. На производственных площадках AMMKZ расположены три полуавтоматизированных цеха сварки; три линии сборки, также частично роботизированные; 1 автоматизированный цех окраски кузовов; 1 автоматизированный цех окраски пластиковых деталей. В цехе окраски кузовов расположено 9 катафарезных ванн и 34 робота и автомайзера последнего поколения.

Возведение завода ведется силами казахстанских инженеров и строителей. Их доля составляет 90%. 10% приходится на приглашенных инженеров-консультантов, специализирующихся именно на строительстве автозаводов.

Более 50% материалов, используемых при строительстве, казахстанского производства, а по некоторым позициям доля достигла 100%. Это бетон, арматура, трубы, вентиляционные короба.
Рекреационные зоны завода занимают 45 000 кв.м. А именно: на заводе кроме производственных помещений также есть спортивные залы для занятий футболом, волейболом, настольным теннисом, боксом, борьбой, планируются к установке тренажеры для фитнеса, а также постройка кинотеатра, конференц-залов, библиотеки, столовой, раздевалок и душевых. В итоге рекреационные зоны завода будут составлять почти 1/5 от общей площади.
Ну а теперь более подробно об уникальности сего проекта.

Уникальность
• На текущий момент единственный в мире мультибрендовый завод, производящий автомобили 3-х ведущих конкурирующих китайских брендов.

• Единственный на территории СНГ завод, где цеха сварки и сборки находятся на разных этажах и первый завод на территории РК с автоматическим складом-распределителем кузовов.
• первый завод, у которого между тремя участками устроены два тоннеля длиной более 60 метров, служащие выездом на тестовый полигон и складом готовой продукции.

Масштаб
• Для создания фундамента строителям пришлось разработать более 1,8 млн кубов земляных масс, так как разница высот между юго-западной и северо-восточной сторонами участка на момент старта строительства составляла 21 метр, устроить подпорные станы высотой от 7 до 14 метров и вбить свайное поле из 4191свай длинной от 18 до 22 метров.

• На строительство уйдет 14,5 тысяч кубометров бетона, более 16 тысяч тонн металлопроката.
• Расчетное давление на пол для первого этажа в районе установки катафарезных ванн 7000 кг/м2. Для сравнения – максимальная масса Chery Tiggo 2, который будет производиться на заводе, – 1335 кг. И это в 7 раз больше расчетного веса на квадратный метр в жилом доме.

Оборудование
• Поставки оборудования для завода осуществляет компания с мировым именем Automotive Engineering Corporation (Китай), лидер по производству оборудования для автомобильных заводов в мире с более чем 60-летней историей. Клиентами AE Corp. Являются мировые лидеры автопрома, такие как: BMW, Hyundai, Toyota, Jaguar, Land Rover, BYD, Mercedes-Benz, VW и другие. Компанией реализовано более 30 000 проектов, оборудовано около 80% заводов по всему миру. Также на заводе будет использовано оборудование глобальных брендов, таких как Siemens (Германия), ABB (Швеция-Швейцария), Schneider (Франция), Fanuc (Япония) и др.

• AMMKZ – единственный завод на территории СНГ, использующий метод сухой коагуляции (очистка воздуха в покрасочной камере от красочного аэрозоля). Это современная зеленая технология в автомобилестроении. В отличие от более распространенной водной, она не использует воду и химикаты, на 60% эффективнее улавливает вредные вещества в камере, и потребляет на 35% меньше электроэнергии.

• На территории завода будет установлена система сбора дождевых вод, с хранилищем на 3000 кубометров. Собранная вода будет использована для полива зеленых насаждений на территории завода и как резерв для системы пожаротушения.

• Специально для завода разработаны очистные сооружения, в которых будут очищаться технические воды, перед тем как сбрасываться в общую канализацию. А на случай аварийных ситуаций предусмотрены запасные ванны для перекачки технических жидкостей.

Строительство
Начало – IV квартал 2022 г. Окончание – IV квартал 2024 года. Начало монтажа оборудования – август 2024. Завершение монтажа оборудования – декабрь 2024. Старт пилотного производства – I квартал 2025 – пуско-наладочные работы. Проверка качества брендодержателем – Final Vehicle confirmation – I квартал 2025. Старт массового производства – II квартал 2025.

Стоимость проекта
182 млрд тенге. Из них 30% – собственные средства AMMKZ, 70% – заемные возвратные средства, на 15 лет по ставке 9% годовых через инструменты финансового лизинга ФРП и гаранты БРК.

Рынок сбыта
40% продукции будут реализовываться на казахстанском рынке, 60% – отправляться на экспорт.
Оксана Черноножкина
фото из архива редакции
